Парк жив, парк ждет
8 июня 2006 года
Забыв, что здесь идут бои, поют шальные соловьи
В той части парка Горького, что еще не разрушена, поют-заливаются соловьи. Птицы пытаются перекричать гул машин и шум стройки, которая вплотную подобралась к парку: теперь лишь узкий овраг отделяет от нее мемориальное кладбище, где похоронены Галиаскар Камал, Габдулла Камал, Хади Такташ. А остатки "Казанской Швейцарии" отрезаны от парка новой скоростной автомагистралью. Обещанный проектировщиками пешеходный мост над ней так и не появился, и чтобы попасть туда, надо выйти из парка и пройти вдоль загазованной дороги.
В парке Горького людно и в выходные, и в будни. С утра приходят тренироваться в ДЮСШ подростки, гуляют с детьми мамы, после полудня сюда стекаются студенты, вечером - пенсионеры на обязательный моцион, заглядывают влюбленные парочки... И независимо от времени суток устраивают в парке пикники граждане, у которых каждый день праздник - было бы что выпить.
Разномастная публика оставляет горы мусора. Завсегдатаи парка утверждают, что его сильно прибавилось после того, как здесь с размахом отпраздновали последний звонок выпускники трех элитных казанских школ. Спасибо, что "следы цивилизации" частично скрывает буйная зелень. Парк жив!
Ускакали деревянные лошадки
"Казанцы должны смириться с тем, что тихий зеленый уголок, каким был парк Горького, они потеряют", - заявил корреспонденту "ВК" в сентябре 2004 года гендиректор фирмы "Паркстройинвест" Андрей Кузьмин. Говорил он это сразу после того, как фирма выиграла тендер КУКИ на строительство на территории парка культурно-развлекательного комплекса. Кузьмин нарисовал замечательную перспективу: за пять лет инвесторы вложат в проект $15 млн., причем треть этой суммы - в течение первого года (!), и построят... ну практически Диснейленд. Андрей Кузьмин и директор ЦПКиО Рафаэль Салахутдинов уверяли меня, что проект - суперприбыльный и что часть прибыли инвесторы направят на благоустройство парка. Но у казанцев уже тогда появились опасения, что после "реконструкции" благоустраивать будет нечего - от обкромсанной автомагистралью и новостройками заповедной зоны после возведения аттракционов ничего не останется.
Вскоре в парке действительно случились большие перемены - все аттракционы снесли, а большинство сотрудников уволили. А сейчас, спустя год и восемь месяцев, появились и признаки благоустройства. Вдоль центральной аллеи проложены инженерные коммуникации, тротуар выложен бетонной плиткой (местами уже провалившейся), вдоль него стоят светильники (нефункционирующие) и новенькие скамейки (часть из них уже сломана). Но вот следов деятельности инвесторов в парке не заметно.
Из осведомленных источников корреспонденту "ВК" стало известно, что фирма "Паркстройинвест" прошлой осенью потребовала, чтобы дирекция срочно освободила помещение - дореволюционный домик на Ершова, 5, спешно заняла его, а спустя несколько недель так же спешно покинула. После чего в брошенной без присмотра развалюхе случился пожар. Теперь домик восстановлению не подлежит, а директор парка Рафаэль Салахутдинов "бомжует" - не имеет ни кабинета, ни стационарного телефона.
О том, почему "Паркстройинвест" ничего в парк не инвестировал, в городе ходят разные слухи. Например, такой: фирма, у которой вначале дела в парке "Шурале" шли хорошо, стала нести убытки, как только на напичканном аттракционами пятачке у Молодежного центра отметились все любопытствующие. Место там неудобное, развлечения стоят немалых денег - вот народ, дескать, и потерял к нему интерес. И вкладывать в новый парк оказалось нечего - тут по старым бы кредитам расплатиться.
Правда это или нет? Почему ушел инвестор? Очень хотелось получить ответ из первых рук, но телефона и адреса фирмы "Паркстройинвест" не нашлось ни в управлении культуры, ни в городской справочной. Тогда эти вопросы я задала начальнику управления культуры Казани, которое сегодня отвечает за ЦПКиО. "У них какие-то внутренние проблемы, - не стал вдаваться в подробности Эдуард Иванов и перевел разговор в мажорное русло. - В период подготовки к празднованию 1000-летия администрация парка проявила героизм и отстояла все зеленые насаждения!" Но признался: сегодня ситуацией недовольны все - он сам, директор парка, мэр города и даже премьер-министр Татарстана.
Темные аллеи
По словам Эдуарда Иванова, еще неизвестно: то ли город будет искать нового инвестора, который построит-таки аттракционы в парке Горького, то ли парк оставят зоной "тихого" отдыха: "Вопрос решается, мы постоянно встречаемся в райадминистрации по этому поводу".
А пока в верхах обсуждают перспективы, жизнь в парке идет своим чередом. В отсутствие охраны и уборки (штат сотрудников так и не восстановлен), ЦПКиО захламляется и разрушается. Совершенно неприлично выглядят уже не только останки эстрады и развалины здания дирекции, но и мемориальное кладбище: сборщики цветмета уже украли все металлические буквы с обелисков, и лишь на одном, у входа на кладбище, сиротливо светится последняя точка - воры не стали напрягаться ради нескольких граммов латуни... Я спросила у Иванова, кто за эту точку в ответе - оказалось, Горводзеленхоз, который "собирается навести порядок".
Но на это нужны деньги, стабильное финансирование. А пока будущее парка так же темно, как и его аллеи по вечерам. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в городском бюджете средств на благоустройство парка Горького не хватает, а инвесторы туда не придут, пока территорию ЦПКиО не выставят на продажу. Желающие вложиться в его реконструкцию наверняка есть, аттракционы - дело прибыльное. Но инвесторы хотят гарантий: что их не попросят из парка вон, едва пойдет прибыль, ведь такое в Казани уже случалось.
Да и нужны ли в парке теперь аттракционы? Территории у ЦПКиО заметно поубавилось, и если на оставшейся площади разместить качели и карусели - просто погулять будет уже негде. А ведь большая часть публики сегодня приходит в парк именно для этого. Может, есть смысл оставить все как есть - при условии, что городские власти найдут средства на уборку, освещение и охрану?
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"